И С Т О Р И Я    К Л У Б А

Вера, Надежда, Любовь...
1978
1979
1980
1981
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001

1978 год.

Виктор Дмитриев, 32 - летний инженер из Петрозаводска, приобретает бот с двадцатисильным двигателем, дает ему название "Полярный Одиссей" и отправляется в плавание по озерноречной системе до Ленинграда и Кронштадта, В его экипаже три школьника, жена Нина и четырехлетний сын Алеша.

1979 год.

Совместное плавание "Полярного Одиссея" с однотипным ботом "Икар" под командой младшего брата Виктора Дмитриева Валерия к Соловецкому монастырю и Кеми.

1980 год.

Переоборудованный в парусно-моторную шхуну "Полярный Одиссей" вместе с "Икаром" под командой двух братьев совершает плавание до Архангельска и обратно.

1981 год.

Первое дальнее плавание по маршругу экспедиции русского полярного исследователя барона Э.Толля. Дмитриев и его спутники достигли порта Амдерма в Карском море на стыке Европы и Азии.

1982 год.

Плавания "Одиссея" в Баренцевом и Белом морях на традиционных промысловых маршрутах поморов. Первые находки останков древних судов. Рождение идеи о реконструкции старинного судна поморов - коча.

1983 год.

"Полярный Одиссей" оснащается тремя мачтами и новым комплектом парусов. Продолжение плаваний в Белом и Баренцевом морях до Мурманска с целью поиска древних судов и старинных поселений поморов с их домашними верфями.

1984 год.

Последнее плавание деревянного ветерана в Белом море к древним очагам поморского мореплавания: Кандалакше, Керети, Варзуге. После похода "Полярный Одиссей" был продан, с тем чтобы приобрести более вместительный стальной корпус рыболовного судна длиной 27 метров и дизелем 110 кВт. Оснащенное парусами стальное судно принимает на борт участников экспедиции "Беломорская кругосветка", посвященной 125 - летию журнала "Вокруг света". Во главе - бессменный капитан двух "Полярных Одиссеев" Виктор Дмитриев.

1985 год.

Состоялось испытательное плавание нового "Полярного Одиссея" по маршруту Петрозаводск - Архангельск - Соловецкие острова.

1986 год.

Основан и зарегистрирован клуб путешественников и исследователей "Полярный Одиссей". Президентом избран Виктор Дмитриев. Главной целью клуба стало возрождение древнего поморского судостроения, и ради создания первого в стране возрожденного судна типа "коч" был продан стальной "Полярный Одиссей". Вырученные за него 15 тысяч рублей стали первым капиталом, вложенным в дело, ставшее главным делом жизни Дмитриева и его сподвижников.

1987 год.

При содействии завода "Авангард" - спонсора клуба - 7 февраля был заложен, а 5 июня спущен на воду возрожденный коч "Помор". В испытательном плавании на старинном маршруте к "златокипящей Мангазее" - старинному торговому городу в Заполярье - Дмитриев и его коллеги прошли до полуострова Канин, где были остановлены сильными северными ветрами.

1988 год.

В очередное испытательное плавание на коче с Дмитриевым вышла более подготовленная команда, в которой появились будущие соратники по дальним походам: Юрий Наумов, Юрий Колышков, Виктор Георги и другие. Судьба не улыбалась новоявленным поморам. Штормом сорвало тяжелый руль. Последующее плавание показало хорошие мореходные качества нового судна. Однако в дальнее загранплавание следующего года решили идти "ватагой", то есть двумя судами.

1989 год.

Советско - норвежская экспедиция в Арктике. коч "Помор" и лодья "Грумант" побывали на архипелаге Шпицберген, пройдя этот знакомый поморцам с ХVII века маршрут к "батюшке Груманту". Перед выходом в море суда были освящены по православному обычаю, что в дальнейшем стало традицией. Здесь, на Груманте, Дмитриев и его единомышленники пришли к идее паломничества на Святую Землю.

1990 год.

Учреждена фирма "Карелия - ТАМП" и организация для осуществления путешествий на новоделах старинных судов под названием "Миссия "Золотой век". Путешествия на Святую Землю совершили специально построенные зимой копии древнерусских ладей "Вера", "Надежда", "Любовь". коч "Помор" и лодья "Грумант" в этом году совершили маршруг "Скандинавское кольцо" на путях торговых связей поморов с "норвегами".

1991 год.

В этом году три ладьи - "Вера", "Надежда", "Любовь" - продолжили акцию "Паломничество" и достигли итальянского порта Генуи. Построенное зимой новое судно - лодья "Святитель Николай" - совершило плавание по маршруту Скандинавское кольцо". Капитан лодьи Александр Скворцов и его команда участвовали в нескольких фестивалях деревянных судов в Норвегии.

коч "Помор" под командой Юрия Наумова на палубах судов Беломорско-Балтийского и Северного морского пароходств через Архангельск и Мурманск по Северному морскому пути доставлен к мысу Шмидта в Чукотском море. Спустив судно на воду, экипаж коча начал беспримерное плавание в арктических морях по программе "Колумбы росские". В октябре "Помор" достиг поселка Скэммон - Бэй на Аляске, где стал на зимовку.

1992 год.

Продолжен вояж коча "Помор" вдоль берегов бывшей "Русской Америки". Зкспедиция посетила поселок Уналашку на Алеутских островах. С помощью моряков американского торговогофлота (и российские, и американские суда осуществляли перевозку коча на своих палубах бесплатно) пугешественники достигли Сиэтла США). Затем коч пришел в Ванкувер (Канада), где стал на зимовку по приглашению местного Морского музея.

Спущены на воду построенные совместно с заводом "Авангард" копии фрегатов петровской эпохи "Святой Дух" и "Курьер", бот "Пилигрим", галеас "Святая София". "Святой Дух" и "Пилигрим" приняли участие в первом фестивале деревянных судов в г.Котка (Финляндия) и в Марианхамина на Аландских островах, где гости из Перозаводска обнаружили в музее крепости Бомарзунд старинные пушки, отлитые на Петровском заводе в 1748 г. Поморская лодья "Святитель Николай" принимает участие в международном парусном фестивале "Брест - 92" во Франции. Ладьи "Вера", "Надежда", "Любовь" принимают участие в торжествах международной грандиозной регаты "Колумб - 500". Ладьи клуба представляли Карелию и Петрозаводск на старте в Генуе - родине великого первооткрывателя Америки и прошли до Лас-Пальмаса на Канарских островах, где экипажи распались. Ладья "Любовь" вернулась в Россию. Построенные фирмой "Карелия - ТАМП" казацкие струги принимают участие в съемках фильма "Ермак".

1993 год.

Ладья "Любовь" ремонтируется в испанском порту Картахена. По заказу фонда провинций "Самара - Нижний Новгород" заложена поморская шхуна "АРТ - Ковчег", предназначенная для широкого участия музыкантов, артистов, художников в программах морских фестивалей. Продолжается строительство лодок - кижанок. "Святитель Николай" участвует в торжественном открытии островных Олимпийских игр на о.Уайт (Великобритания). В Санкт - Петербурге фрегат "Святой Дух" признан лучшим кораблем морского парада в День города. Юрием Наумовым вывезен из Морского центра Ванкувера коч "Помор" . Доставленный во Владивосток на судне "Павлодар", коч остался там зимовать на автостоянке бесплатно.

1994 год.

Со стапелей "КарелияТАМП" сошла парусно - моторная шхуна "Арт - Ковчег", совершившая свой первый переход в Амстердам по программе фонда "Самара - Нижний Новгород". Лодья "Святитель Николай" и фрегат "Святой Дух" приняли участие в Первом международном фестивале парусных судов "Голубое Онего - 94". Впервые было получено разрешение российского правительства на проход иностранных яхт по нашим внутренним водам, благодаря чему в фестивале приняли участие два норвежских китобойных судна ХIХ века, английская, финская, норвежская и десять голландских яхт. Ладья "Любовь" совершает беспримерный переход от берегов Испании на Родину. Двое (!) членов экипажа - капитан Анатолий Курдюмов и матрос - переводчик Михаил Тигушкин - сумели пройти на ладье от Картахены до Афин, откуда на борту украинского торгового судна "Любовь" была доставлена в Мариуполь.
В сентябре забиты первые сваи в основание Морского центра на улице Ригачина. Установлены док - кессон, дебаркадер и старый лихтер. Фрегат "Святой Дух" был приглашен Музеем судоходства Нидерландов принять участие в манифестации "Петр Великий". Следуя из Гамбурга в Амстердам, корабль попал в сильный шторм. По требованиям безопасности команда вынуждена была покинуть судно, при этом погиб член экипажа - немецкий яхтсмен. Из-за неправильной буксировки голландским спасательным буксиром (за мачту) и недостаточного наблюдения за буксируемым фрегатом флагман российского исторического флота затонул 20 октября в Северном море у побережья Голландии.

1995 год.

Спущен на воду в июле парусно - моторный бот "Ростислав". Торжественное открытие 24 июня карельского Морского центра в Петрозаводске. Вернулась в родной Петрозаводск ладья "Любовь". Корабль привел из Мариуполя под украинским флагом и с украинской командой капитан ладьи Анатолий Курдюмов. За ее кормой остались десятки тысяч миль морских дорог и беспримерный парусный перегон двумя членами экипажа (!) из Испании в Грецию. Прошел фестиваль "Онего-95" с участием исторических судов - ветеранов - ладьи "Любовь", коча "Помор", лодьи "Святитель Николай". К сожалению, иностранные суда не смогли прибыть на фестиваль из-за запрета на проход зарубежных яхт по российским внутренним водам. Бот "Ростислав" и лодья "Святитель Николай" участвовали в июле в фестивале парусных деревянных судов в финском городе Котка. Наши суда признаны самыми интересными на фестивале. Приз за участие в морском конкурсе получили юные моряки - учащиеся морского класса 26-й школы. В фестивале они выступали на заонежской лодке - кижанке, в строительстве которой принимали участие.

коч "Помор" при помощи Беломорско - Онежского пароходства доставлен в сентябре из Мурманска. Завершен беспримерный поход поморского судна по маршруту Ванкувер - Владивосток - Петрозаводск на палубах грузовых судов. Верные духу морского товарищества моряки торгового флота не взяли с "одиссеев" за это ни копейки, а с судна не пропало ни одного болта. В октябре прошел 2-й съезд клуба "Полярный Одиссей", собравший участников экспедиции со всей страны. Совершив труднейший зимний переход через Балтику и Северное море в октябре - декабре, лодья "Святитель Николай" пришла на стоянку в английский порт Бристоль. Интересный факт: французы, не успевшие посмотреть судно во время его стоянки в Кале, ехали для этого через туннель под Ла - Маншем на машинах в английский порт Дувр...

1996 год.

В Петрозаводске 29 июня, в День города и празднования в республике 300-летия Российского флота, торжественно спущена на воду с городской набережной, построенная корабелами Морского центра историческая копия петровского ботика - "дедушки русского флота". В день праздника в Морском центре торжественно открыт Морской музей - первый в стране музей традиционного деревянного судостроения под открытым небом, где в экспозиции представлены корабли - ветераны клуба "Полярный Одиссей" - коч "Помор", ладья "Любовь", а также новопостроенный петровский ботик. После участия в весенне - летних фестивалях парусных судов Англии, Франции и Ирландии, поморская лодья "Святитель Николай" приходит в Калининград, где блестяще выступает в морском празднике в честь 300-летия флота и в военноморском параде в Балтийске в День ВМФ.

В июле реплика ботика Петра Великого отправлена флотским автотранспортом в гости к морякам-североморцам на День ВМФ. С командой, составленной из его строителей, ботик с большим успехом принимает участие в военно - морском параде эскадры кораблей Северного флота в Мурманске и в военно - морском празднике в Североморске. В октябре - декабре "Святитель Николай" совершает переход из Калининграда в Англию в порт Чатам. Лодья, пройдя по Темзе, посещает Лондон, где вызывает всеобщий интерес, стоя у моста Тауэр - Бридж. В ноябре в Морском центре торжественно заложена древнерусская ладья "Надежда России". Ей предстоит принять участие в грандиозном походе вокруг Европы по проекту "Миссия России - ХХI век" и праздновании 850-летия Москвы. Лодья "Святитель Николай" (капитан Евгений Лебедев) прошла в Чарлстаун (Корнуэлл), где стала на зимнюю стоянку.

1997 год.

В мае команда "Святителя Николая" принимает участие в морском фестивале в Бристоле, провожая в поход к берегам Америки реплику корабля Джона Кабота "Мэпью". После чего, поморская лодья, пройдя Ирландским морем, Каледонским каналом в Шотландии и (первыми из россиян) таинственным озером Лох - Несс, выходит в Северное море. Пройдя Балтику корабль возвращается в родной Петрозаводск на фестиваль "Голубое Онего" (капитан Евгений Лебедев из Санкт-Петербурга, старпом Алексей Дмитриев, матросы Александр Лазарев, Юрий Семиренко из Петрозаводска, Андрей Бакланов из Архангельска, Ханна Калкштейн из Филадельфии, США).

Достигнуто соглашение о создании Акционерного общества закрытого типа "Полярный Одиссей" с участием Карельского Морского историко - культурного центра, российско - германского образовательного концерна КОГНОС, судостроительного завода "Авангард" и Петрозаводской судоверфи в лице товарищества "Аскольд". Это позволит централизовать сбыт деревянных судов, поиск заказчиков, привлечение капиталов и распределение их по предприятиям этого профиля, а также обеспечить европейский уровень производства и профессионального обучения. В конце августа лодьи "Любовь" (капитан Тарас Тюпко) и "Святитель Николай" (капитан Евгений Лебедев) отправились в поход на празднование 850-летия Москвы, где они примут участие в водном празднике.

 

 
[ Новости | О клубе | Северная морская культура | Деревянное судостроение
Фотогалерея | Наши партнеры | Обратная связь ]

Россия, Карелия, Петрозаводск
Морской центр
(814-2) 55-19-29

Copyright © 1998 - 1999 Морской центр
Дизайн:
Тимин Илья